Medy.ru
->
Психотерапия, стресс
❝ Игровая психотерапия ❞
• G.L. Landreth определяет игровую терапию как «...динамическую систему отношений между ребенком и терапевтом, обученным процедурам игровой терапии, который обеспечивает ребенка игровым материалом и облегчает построение безопасных отношений для того, чтобы ребенок мог наиболее полно выразить и исследовать собственное Я (чувства, мысли, переживания и поступки) с помощью игры - естественного для ребенка средства коммуникации». • В работе С.И. Заморевой и С.В. Кудрявцевой (1995) дается следующее определение: «Игровая терапия представляет собой взаимодействие с ребенком на его собственных условиях, предоставляя ему возможность для свободного самовыражения с одновременным принятием его чувств взрослым». • В «Справочнике по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста» (1999) отмечено, что игровая психотерапия «опирается на основные функции детской игры» и «применяется, в первую очередь, при психотерапии широкого спектра психических расстройств, нарушений поведения и социальной адаптации у детей». • А.И. Захаров определяет игровую терапию как основанный на естественной для детей потребности в игре организованный терапевтический процесс, требующий от врача гибкости, эмоциональной вовлеченности и способности к игровому перевоплощению. Представление о том, что игровая психотерапия (ИПТ) предназначена лишь для детей, в корне неверно. Безусловно, в работе с детьми эта форма психотерапии наиболее органична, однако она может быть эффективна и при лечении взрослых. В современной литературе, посвященной игровой психотерапии, зачастую отсутствует единый понятийный аппарат. Наряду с термином «игровая психотерапия» часто встречается «игровая терапия» («play therapy»). Предпочтителен первый вариант, так как «игровая терапия» — более широкое понятие, может включать, например, игровые методики проведения занятий по лечебной физкультуре. К тому же, далеко не каждая игра является терапевтической. По мнению автора статьи, игровая психотерапия — это онтогенетически ориентированный метод лечебного воздействия на психику больного специалистом-психотерапевтом, ставящим перед собой задачи диагностики, лечения и (или) реабилитации, достигающим психотерапевтического контакта и решения этих задач путем организации, исследования, интерпретации и структурирования игровой деятельности пациента. Представители разных психотерапевтических направлений, основываясь на своих теоретических концепциях, предлагают различные подходы к игровой психотерапии. /. Психоаналитическое (психодинамическое) направление. Основоположницы детского психоанализа A.Freud (192 2) и M.Klein (1919) считали, что спонтанные игры открывают доступ к бессознательному ребенка, рассматривали их как эквивалент свободных ассоциаций взрослых. A.Freud использовала игры прежде всего для установления с маленьким пациентом «союза против некоторой части своей душевной жизни». Она подчеркивала необходимость того, чтобы ребенок в процессе работы с психоаналитиком принял решение о сотрудничестве самостоятельно, без давления на него родителей. A.Freud критиковала M.Klein за недостаточное внимание к желанию ребенка сотрудничать с врачом. M.Klein во время сеанса предлагала пациенту большой выбор игрушек. Считая, в отличие от A.Freud, что у ребенка уже достаточно развито super-ego, она сразу начинала интерпретировать ребенку его игру и отмечала быстрое снижение у больного уровня тревожности. Одним из вариантов детского психоанализа юнгианского толка является так называемая песочная психотерапия (sand play). Игра с песком позволяет ребенку установить связь с его бессознательными побуждениями, особенно с архетипом «самости». Выражение этих побуждений в символической форме значительно снижает психическое напряжение. Во время сеанса детям предоставляется песочница и ра
... читать далее
[стр.1] ѕерейти на стр.2 ѕерейти на стр.3 ѕерейти на стр.4 |